Украина, журнал "Домашний ПК" №4 (40) апрель 2002

От винта!
Тестирование джойстиков

    Несмотря на то что мы весьма регулярно пишем о разнообразных игровых контроллерах, в том числе и о джойстиках, от последнего большого тестирования этих авиаманипуляторов нас отделяет более двух лет. За этот срок на полках магазинов сменилось два поколения джойстиков, одни фирмы ушли с рынка, другие появились. Что ж, значит, пришло время для нового мегатеста, тем более что и подходящий повод имеется.


    Поводом же к приобретению, а следовательно, и тестированию джойстиков, как правило, служит выход новых качественных авиасимуляторов. В конце прошлого года как раз и появились две игры, после релиза которых редакция оказалась буквально завалена письмами с одним и тем же вопросом: "Какой джойстик купить?". Первая из них - это, конечно же, потрясающий "Ил-2. Штурмовик" от компании "1С", получивший в прошлом году сразу два приза "Игровой Оскар" от нашего журнала - "Лучшая отечественная (СНГ) игра" и "Лучший симулятор года". Вторая игра, которая может заставить вас призадуматься над приобретением летного манипулятора, - очередная версия традиционно великолепного гражданского авиасима - Microsoft Flight Simulator 2002.
    Но прежде чем перейти собственно к тестированию и выбору лучших устройств, остановимся вкратце на тех нюансах, которые стоит учитывать при покупке джойстика.

    Джойстики. Курс молодого бойца.
    Давайте выясним, что же нам нужно от хорошего джойстика. В этой части материала мы будем в основном ссылаться на "Ил-2. Штурмовик", так как именно этот симулятор поршневых самолетов Второй мировой войны наиболее сложен для освоения начинающими пилотами и выдвигает самые жесткие требования к джойстикам.
    Сначала определимся с терминологией. Основные органы управления самолетом, в нашем случае поршневым: ручка управления самолетом (РУС) - собственно джойстик, ручка управления двигателем (РУД) - отдельная рукоять, позволяющая плавно менять тягу двигателей, и педали, управляющие рулем направления. В самых дорогих моделях компьютерных джойстиков РУС, РУД и педали - это три отдельных устройства, и именно такая их компоновка более всего соответствует реальности и позволяет лучше всего пилотировать самолет. В большинстве современных устройств вместо отдельной РУД используется расположенная в основании устройства рукоять управления газом (throttle control). Для управления же по курсу применяется вращение РУС вокруг вертикальной оси, так называемый handle twist или 3D-джойстик. Такое решение является компромиссным и требует некоторого привыкания, ведь при обычном отклонении рукояти джойстика вы невольно чуть-чуть проворачиваете ее, что приводит к нежелаемому повороту руля направления.
    Теперь перейдем к остальным важным элементам джойстика.
    Кнопки. Количество кнопок на джойстиках варьируется от четырех до нескольких десятков, причем, перефразируя известную пословицу, "их всегда или мало, или очень мало". Важно, чтобы все основные действия, хотя бы необходимые во время боя и посадки, - включение/выключение форсажа, управление радиатором, закрылками, шасси, шагом винта, стрельбой из всех видов оружия, вы могли совершать не отрывая рук от джойстика, так как любое рассредоточение внимания в бою может дорого стоить. Помимо количества, важно также и расположение кнопок. Вы всегда должны знать, где находится нужный переключатель, и пользоваться им, не отрывая глаз от монитора.
    Оси. Число аналоговых осей у современных джойстиков - от двух у самых дешевых моделей до десяти у элитных устройств. Опять-таки, осей не бывает много, на любую из них можно назначить важное действие, а уж у самолета найдется немало узлов, необходимость в аналоговом управлении которыми очень велика. Кроме стандартных тангажа, крена, курса и тяги двигателей, на аналоговые каналы можно определить шаг винта, качество смеси, тормоза колес, раздельное управление газом двигателей в многомоторных машинах и многое другое. В реалистичном симуляторе это будет совсем нелишним.
    Переключатель обзоров (hat-switch), или просто "хэт". Одно из важнейших правил воздушного боя - постоянное наблюдение за пространством вокруг себя. Использовать для поиска вражеских самолетов маркеры на карте - неспортивно, да и нереалистично. Так вы никогда не научитесь воевать. Врага надо именно видеть, и как раз для этого на джойстиках предусмотрены маленькие рукояти переключения обзоров, 4- или 8-позиционные. Последнее, естественно, предпочтительней.
    Управление газом (throttle control). Основная цель аналогового управления газом - плавное изменение тяги двигателя. Несомненно, управлять газом можно и с клавиатуры, но пеняйте на себя, если поиск нужной клавиши отвлечет вас в самый напряженный момент полета. Пользуясь РУДом или throttle control, вы сможете делать это, не отвлекаясь от пилотирования.
    Управление рулем направления (rudder control). Конечно, идеальный вариант для управления рулем - наличие педалей, но можно обойтись и упрощенным handle twist. В реалистичных симуляторах, как и в жизни, руль направления служит вспомогательным корректирующим органом управления при совершении практически всех маневров. На случай отсутствия раздельного управления рулем направления в большинстве игр есть режим согласования кренов и отклонения руля, но преимущество всегда будет на стороне того, кто лучше всего контролирует свой самолет.
    Силовая обратная связь (force feedback). Ничто так не способствует погружению в игровой мир, как использование всех возможных органов восприятия человека. Однако технология обратной силовой тактильной связи, так хорошо зарекомендовавшая себя в игровых рулях, в джойстиках, по нашему мнению, еще не скоро станет полезной. Все дело в том, что создатели авиасимуляторов, использующих force feedback, пока еще не в состоянии воссоздать хотя бы приближенные к реальности тактильные эффекты, несмотря на широкие возможности этой технологии.
    Обратная связь посредством вибрации (vibration feedback). В данном случае дрожание рукояти производится с помощью несложного вибрационного механизма в ответ на события в игре. В то же время загрузка рукоятки осуществляется обычными пружинами, а не сервомоторами, как в полноценном force feedback джойстике. По нашему мнению, пока что в авиасимуляторах использование этой технологии неоправданно.
    Интерфейс (gameport, USB). Разработанный еще в начале 80-х годов разъем для подключения игровых манипуляторов, известный как gameport, все еще активно применяется производителями джойстиков. Несмотря на весьма ограниченные возможности этого устройства, инженерам некоторых фирм удалось создать настоящие шедевры именно с этим интерфейсом. Однако время не стоит на месте, и требования к манипуляторам все возрастают. Преодолеть ограничения gameport позволило появление интерфейса USB. Инженерам он дает возможность создавать джойстики с почти неограниченным количеством осей и кнопок. Ну а пользователи смогут подключить и использовать одновременно сразу несколько игровых манипуляторов в качестве единой системы управления. Да и простота подключения устройств через USB - не последний фактор.
    Эргономика. Боль в суставах, затекшие мышцы и жжение в ладонях - не лучшие спутники виртуального пилота. Именно поэтому даже самый "навороченный" джойстик может оказаться совершенно непригодным, если он неудобен. В последнее время дизайнеры прилагают немалые усилия для того, чтобы мы без труда могли пользоваться всеми этими кнопками, переключателями, рукоятками и рычажками. К сожалению, не всем им это удается в равной мере. Кроме того, следует учесть, что один и тот же манипулятор может не подойти людям с разным размером ладони. Обращаем ваше внимание, что длительное использование (более полутора часов в день) джойстиков с force или vibration feedback, по результатам последних медицинских исследований, может привести к развитию серьезных заболеваний кистей рук.
    Крепление. Представьте себе пилота, который вдруг обнаружил, что штурвал оторвался от основания. Примерно такой же вид будет и у вас, если в самый жаркий момент воздушного боя ваш джойстик начнет ездить по столу. Ситуация, согласитесь, не из приятных. Во избежание таковой большинство производителей джойстиков делают их основания тяжелыми и снабжают резиновыми "ножками". Впрочем, некоторые используют присоски. Какой из вариантов предпочтительней, зачастую зависит лишь от качества устройства и поверхности, на которой установлен джойстик. Заметим только, что со временем присоски утрачивают свои свойства из-за загрязнения и старения резины.
    Надежность. Этот параметр, пожалуй, оценить наиболее сложно. Особенно когда вы смотрите на витрину магазина. Сюда можно включить и механическую прочность отдельных узлов, и их износоустойчивость, и взаимное влияние. Но все же основной параметр, по нашему мнению, - качество сенсоров джойстика. В подавляющем большинстве манипуляторов в этой роли используются переменные резисторы, сама конструкция которых подразумевает механический износ, и как долго они проживут, сказать очень трудно. Как правило, качество исполнения устройства в целом говорит и о качестве этих важных компонентов. Впрочем, не стоит забывать, что из каждого правила бывают исключения. Решением этой проблемы стало использование в роли сенсоров оптических датчиков. Однако такие джойстики выпускаются всего несколькими фирмами. У обеих конструкций есть общий враг - пыль. По этому следует обращать внимание на то, как защищено внутреннее пространство манипулятора от этого природного фактора.

    КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ
    При тестировании все джойстики устанавливались на компьютер под управлением операционной системы Windows Me следующей конфигурации: материнская плата - Supermicro P4SB А, процессор - Intel Pentium 4 1,7 GHz, память - 512MB SDRAM Kingston, видеокарта - ASUS 8200 на базе NVidia GeForce3 Ti 200, жесткий диск - Western Digital WD ЗООВВ 30 GB. При этом инсталлировались драйверы джойстиков, идущие в комплекте поставки (при их наличии); в случае возникновения проблем загружались новые версии драйверов с Web-сайта производителя.
    Устройства испытывались в играх "Ил-2. Штурмовик", Microsoft Flight Simulator 2002, WarBirds и в некоторых других авиасимуляторах. Оценки выставлялись независимо каждым из тестеров по четырем параметрам по 100-балльной системе и приводились к среднему значению. Итоговая оценка вычислялась по интегральной формуле с учетом весовых коэффициентов баллов, полученных устройствами, по следующим характеристикам.
    Функциональность. На эту оценку влияли: количество каналов и кнопок, наличие hat-switch, throttle и rudder control, дополнительные возможности джойстиков (force/vibration feedback, дублирование каналов, возможность разборки и т. д.). Вес этой оценки в итоговой - 40%.
    Надежность. Оценивались качество сборки джойстиков, наличие защитных манжет на движущихся частях, потенциально опасных элементов конструктива и функций (handle twist, force/vibration feedback). Кроме того, эта оценка зависила от данных, собранных опытным путем за многие годы эксплуатации джойстиков от различных производителей. Вес ее - 30%.
    Эргономика. На эту оценку влияли удобство использования джойстиков в игре, возможность одновременно управлять РУС, hat-switch, throttle и rudder control, доступность кнопок и положение ладони на рукояти. Она имеет третье по значимости влияние на итоговую оценку - 20%.
    Установка и настройка. Оценивались простота и удобство подключения и настройки джойстиков, стабильность их работы, наличие специальных утилит. Проверялась также возможность инсталляции без использования специальных драйверов. Вес оценки - 10%. Для удобства джойстики были разбиты на три ценовые категории - до $20, от $20 до $40 и свыше $40 .
    

 
- 1 -
Следующая страница