Украина, журнал "Домашний ПК" №5 (41)
май 2002
Игровые
рули. Супертест.
Несмотря на то что у поклонников
автосимуляторов не было такого мощного стимула для покупки
специализированного контроллера, каковым для виртуальных
пилотов оказался авиасим "Ил-2. Штурмовик", интерес к игровым
рулям у рядового геймера имеется. Да и появление в сравнительно
недалеком будущем таких игр, как Grand Prix 4, F1 2002 и
TOCA Race Driver, следует встречать во всеоружии. А поскольку
предыдущее тестирование подобных манипуляторов было у нас
в далеком ноябре 1999 г., мы решили вернуться к этой теме
и собрали 15 рулей от различных производителей, т. е. практически
все модели, доступные сегодня на украинском рынке.
Что нужно знать
при покупке.
Но прежде чем приступить к собственно
рассмотрению конкретных моделей, не помешает вспомнить теорию,
а заодно определиться с тем, на что же стоит обращать внимание
при покупке игрового руля.
Все манипуляторы можно разделить
на две основные категории -- с поддержкой технологии обратной
тактильной связи force feedback и без оной. Если вкратце,
то благодаря наличию force feedback игрок может в буквальном
смысле слова ощутить все неровности дороги, сотрясение автомобиля
при столкновении с препятствием, а также (и, на мой взгляд,
это самое главное) -- более реалистичное сопротивление повороту
рулевого колеса, чем в случае с обычным контроллером, где
оно имитируется возвратными пружинами. Естественно, манипулятор
с force feedback значительно дороже своего "немоторизованного"
собрата, поскольку реализация этой технологии серьезно усложняет
конструкцию, однако результат, по мнению большинства игроков,
того стоит. А вот поддержка технологии Vibration Feedback,
появившаяся в последнее время в качестве дешевой альтернативы
"честной" силовой обратной связи, в рулях, в отличие от
джойстиков, себя совершенно не оправдывает и, по нашему
мнению, является, скорее, отрицательной, чем положительной
характеристикой контроллера. К тому же для контроллеров
с vibration feedback справедливо предостережение, которое
сейчас все чаще и чаще слышится в отношении геймпада DualShock
для Sony Playstation, -- длительная (по несколько часов
в день) игра с использованием подобных манипуляторов может
вызвать серьезные заболевания кистей рук.
Следующее, на что имеет смысл обращать
внимание, -- способ крепления руля к столу. Если у моделей
с поддержкой обратной связи вариантов нет -- все они оснащены
специальными струбцинами, то обычные контроллеры временами
сажают на присоски, вследствие чего во время игры такой
руль, скорее всего, станет скользить по поверхности стола,
а в особо "жаркие" моменты и вовсе может оторваться. Достаточно
важным параметром является угол поворота руля (минимальное
приемлемое значение -- 180 градусов из одного крайнего положения
в другое) -- чем он больше, тем точнее можно будет вписываться
в повороты.
Чтобы ладони не скользили, рулевое
колесо должно быть выполнено из мягкой резины (или иметь
резиновое покрытие) с эргономичными "наплывами" и/или выемками
для пальцев. Перед покупкой обязательно попросите продавца
распаковать коробку и если не подключить контроллер к тестовому
компьютеру (для проведения "полевых испытаний"), то хотя
бы привинтить к столу и просто за него подержаться. Как
правило, даже таким образом можно узнать о руле очень много
-- например, сразу же выясняется, насколько удобно на нем
расположены программируемые кнопки и специальные рычажки
(шифты), на которые обычно назначается переключение скоростей
(они, кстати, также должны присутствовать -- в противном
случае руль вообще лучше не покупать, если, конечно, в нем
нет отдельной рукояти для переключения скоростей).
При отсутствии поддержки контроллером
force feedback следует обратить внимание на упругость пружин
у баранки: если они слишком слабые, придется вручную возвращать
рулевое колесо в центральное положение, что, естественно,
отрицательно сказывается на реалистичности управления и,
соответственно, ухудшает ваши показатели.
Отдельного разговора заслуживают
педали, ведь только в аркадных гонках чем выше скорость,
тем лучше, в реалистичных же симуляторах точное управление
скоростью автомобиля имеет очень важное значение.
Первое, на что здесь следует смотреть,
-- размер подставки (слишком маленькая будет опрокидываться
при чересчур сильном нажатии) и скользит ли она по полу.
Немаловажны также размер самих педалей и упругость их пружин:
чересчур маленькие и мягкие педали не позволят оценить степень
нажатия по прикладываемому усилию, из-за чего скорость автомобиля
придется определять по спидометру, что не есть хорошо --
в реалистичном автосиме игрок должен буквально чувствовать
скорость, отслеживание данных по приборам обычно оказывается
смерти подобно.
Кроме этих обязательных условий
(большая подставка на резиновых прокладках, жесткие педали),
существуют и различные маленькие, но временами весьма полезные
детали, которыми оснащаются некоторые модели именитых производителей.
Их наличие не обязательно, но желательно. Например, Logitech
делает подставки со специальной площадкой, на которую в
минуты отдыха можно ставить левую ногу (вместо того чтобы
держать ее на весу или поджимать под себя -- ведь на тормоз
в играх приходится давить сравнительно редко).
Вообще, рули, как и другие контроллеры,
лучше приобретать от известных производителей -- Thrustmaster,
Logitech и т. д., и не зариться на низкую цену безымянных
китайских поделок, у которых весьма вероятны проблемы с
установкой. Вторая достаточно распространенная проблема
(и при этом гораздо более серьезная, нежели какие-то неприятности
с инсталляцией) -- исполнение электрической части. Выглядит
это либо как невероятно трудная (а подчас и вовсе невозможная)
калибровка устройства, либо как самопроизвольная подача
управляющих сигналов (обычно виной тому низкое качество
потенциометров). В последнем случае контроллер вообще оказывается
непригодным для использования (максимум, что тут можно сделать,
это попытаться вручную почистить его резисторы). Поэтому
лучше не рисковать и приобрести манипулятор от известной
фирмы -- благо, их младшие модели по цене мало чем отличаются
от своих "узкоглазых собратьев".
ДО
$50
Thrustmaster
Formula Charger
Эти
рули, известные в Европе под названием Formula Charger,
а в США --NASCAR Charger, имеют весьма почтенный возраст
и не так давно сняты с производства, но, поскольку запас
устройств на складах еще есть, некоторое время они будут
поступать в продажу.
|
|
Thrustmaster
Formula Charger
|
Педали настолько ужасны, что без них
играть оказывается только лучше
|
Два главных достоинства контроллера
-- очень маленькая торпеда и низкая цена. Дальше идут сплошные
недостатки, и самый большой из них -- педали, входящие в
комплект некоторых моделей (при этом их стоимость увеличивается
на целых $16!).
Ничего хуже мы еще не видели. Крохотное,
чтобы не сказать микроскопическое, основание, невообразимо
маленький ход педалей, неудобная форма, неустойчивость --
за них не то что жалко отдавать эти самые $16, но и стоит
потребовать доплаты, ведь играть с такими педалями просто
невозможно, работают они почти как две цифровые кнопки.
Если рассматривать модель без педалей
(а желание отключить их и выбросить возникло у нас уже после
десяти минут игры), то не все так плохо. Рулевое колесо,
конечно, удручающе маленькое, четыре кнопки расположены
не очень удобно, но зато есть два аналоговых шифта, с лихвой
заменяющие некачественные педали. Впрочем, требовать от
руля стоимостью $25 чего-то особенного не имеет смысла --
это самый простой контроллер из виденных нами, хотя от продукта,
имеющего логотип Thrustmaster, мы ожидали большего.
Подключается контроллер к gameport,
к столу крепится струбциной, причем весьма надежно.
Одним словом, если у вас совсем
нет лишних средств, можно купить и Formula Charger, хотя
лучше добавить $11 и приобрести SVEN Racing Star Deluxe.
SVEN
RockFire Racing Star Deluxe (QF-188ipr)
Этот руль, младший в линейке SVEN
RockFire, приятно удивил нас. При невысокой цене он отлично
зарекомендовал себя в тестовых "заездах".
Самое большое достоинство контроллера,
как ни странно, -- его простота. Подключаемый к игровому
порту руль устанавливается как "Джойстик две оси, четыре
кнопки" и, соответственно, проблем с настройкой, встречающихся
у других манипуляторов SVEN, здесь не возникает.
|
|
SVEN
RockFire Racing Star Deluxe
|
Большая
и удобная баранка безо всяких
эргономических "излишеств"
|
Пусть вас не вводят в заблуждение
наличие рукояти переключения передач и обилие кнопок на
болиде, игровой порт позволяет одновременно задействовать
только четыре из них. Как и Genius Speed Wheel Formula (см.
ниже), данный руль можно использовать в качестве... джойстика.
В таком варианте две пары клавиш на рукояти работают как
цифровое управление рулем направления (rudder) и газом (throttle),
в то время как перемещение самой ручки регулирует тангаж.
Кроме того, руль может работать и без педалей -- их функции
берет на себя "рычаг передач".
Наиболее же впечатляет у Racing
Star Deluxe пластиковое (а не прорезиненное, как может показаться)
рулевое колесо. Оно не имеет никаких эргономических элементов
и ощутимо крупней, чем у других контроллеров. Именно поэтому
оно очень похоже на обычный автомобильный руль. Несмотря
на маленький угол поворота (всего 180 градусов), большой
размер колеса делает управление намного более точным, чем
у других рулей. Педали же нас особо не впечатлили -- они
слишком мягкие и закреплены несколько непривычно.
Именно большое рулевое колесо, отличная
управляемость виртуальных авто и низкая стоимость Racing
Star Deluxe делают его лучшим выбором в нижней ценовой категории.
Genius
Speed Wheel Formula
Рычаг справа от рулевого колеса,
который поначалу принимаешь за обычный переключатель передач,
на поверку оказывается... заменителем педалей -- дело в
том, что у данного руля есть минимальный вариант поставки,
где педали отсутствуют, и тогда эта ручка выполняет роль
своеобразного throttle control а-ля джойстик Thrustmaster
Afterburner.
|
|
Genius
Speed Wheel Formula
|
Отсутствие
шифтов и переключателя
скоростей заставляет игрока использовать
автоматическую коробку передач
|
Следующая особенность Speed Wheel
Formula -- возможность функционировать в режиме... джойстика,
т. е. его можно использовать в авиасимуляторах. В таком
случае нужно устанавливать его как Genius Speed Wheel Formula
(Flight Mode) -- и тогда задействуются две пары клавиш,
расположенных на рукояти, -- они начинают работать как цифровое
управление рулем направления (rudder) и газом (throttle),
в то время как перемещение самой рукояти регулирует высоту.
Шифтов у руля также нет, поэтому
переключение передач придется назначать на расположенные
на лицевой стороне клавиши -- теоретически их шесть, однако
действуют почему-то только четыре ("включить" еще две не
удалось даже после установки последней версии драйверов,
загруженных из Internet).
Обратной связи у Speed Wheel Formula
нет, возврат баранки в центральное положение осуществляется
с помощью пружин, которые, на наш взгляд, могли бы быть
чуть-чуть пожестче. Площадка с педалями среднего размера,
но очень массивная, благодаря чему проскальзывание во время
игры исключено. Педали крупные, с большим ходом и сравнительно
тугими пружинами -- правда, для того чтобы нажать их до
отказа, приходится отрывать пятку от пола и держать ногу
на весу, что, естественно, не слишком удобно.
Trust
Formula 1 Race Master USB
Первое, что бросается в глаза при
взгляде на этот руль, -- полное отсутствие кнопок на его
лицевой стороне. Четыре шифта, расположенных под баранкой,
да дублирующий одну пару шифтов переключатель передач --
вот, собственно, и все. Естественно, этого недостаточно
для любого автосимулятора, поэтому во время игры клавиатуру
далеко убирать не рекомендуется.
|
|
Trust
Formula 1 Race Master
|
Сам
руль, несмотря на полное отсутствие
кнопок, неплох, но педали явно подкачали
|
Драйверы в комплект поставки не
входят, но, несмотря на это, Formula 1 Race Master устанавливается
буквально в одно касание -- после подключения руля к ПК
по шине USB Windows обнаруживает новое устройство и определяет
его как стандартный игровой манипулятор "две оси, четыре
кнопки".
Площадка с педалями маленькая, имеет
тенденцию к проскальзыванию (забавная деталь -- для борьбы
с этим предлагается... "липучка", которая приклеивает ее
к полу).
Рулевое колесо отличается некоторой
эргономичностью форм и полностью прорезинено (заметим, что
даже не все манипуляторы из старшей ценовой категории могут
этим похвастаться). Поскольку руль не поддерживает force
feedback, возврат баранки в центральное положение осуществляется
с помощью пружин, у которых есть одно нехорошее свойство
-- сопротивление повороту значительно возрастает с увеличением
угла отклонения, что довольно сильно мешало точному вхождению
в крутые повороты в CMR2.0. В остальном никаких особых проблем
в играх с этим манипулятором не возникало.
В целом, Formula 1 Race Master --
достаточно приятный руль, правда, его цена нам показалась
слегка завышенной.
Trust
Vibration Feedback Rally Master USB
Это
устройство является фактически усовершенствованным (а
следовательно, и несколько более дорогим) вариантом
Formula 1 Race Master. Хотя по стоимости он и не вписывается
в нижний ценовой диапазон, но по функциональности --
в самый раз, поэтому мы и решили перенести его из среднего
класса в данную категорию. |
|
Trust
Vibration Feedback
Rally Master
|
Это
устройство является фактически усовершенствованным (а следовательно,
и несколько более дорогим) вариантом Formula 1 Race Master.
Хотя по стоимости он и не вписывается в нижний ценовой диапазон,
но по функциональности -- в самый раз, поэтому мы и решили
перенести его из среднего класса в данную категорию.
|
|
Приятный
руль, но общую картину портят неудобные педали
и надоедливый vibration feedback
|
Из основных его особенностей следует
отметить, во-первых, наличие на лицевой стороне восьми кнопок
(в дополнение к переключателю передач и четырем шифтам,
аналогичным имеющимся у предыдущей модели), и во-вторых,
поддержку технологии vibration feedback, на которой, пожалуй,
стоит остановиться подробнее. В отличие от полноценной обратной
связи (force feedback) vibration feedback может заставить
руль только вибрировать безо всякой привязки к происходящим
в игре событиям -- так что ни о каком адекватном сопротивлении
повороту рулевого колеса речь здесь идти не может -- возврат
баранки в центральное положение у Vibration Feedback Rally
Master осуществляется с помощью точно таких же пружин, как
и у Formula 1 Race Master. Все, что дает vibration feedback,
-- это мелкая вибрация в ответ на определенное управляющее
воздействие (поворот руля, нажатие педалей и двух кнопок),
от которой, кстати, через пару часов непрерывной игры могут
начать зудеть ладони.
Площадка с педалями у Vibration
Feedback Rally Master просто огромная -- одна из самых больших
в данном обзоре. Но сами педали, к сожалению, ненамного
лучше, чем у предыдущей модели, -- сравнительно слабые пружины
и малый ход не лучшим образом сказываются на управлении
виртуальным авто.
Технические
характеристики и тестовые оценки рулей.
Сергей
Светличный (svetl@itc.ua)
Здесь
приведены фрагменты из статьи "Игровые рули. Супертест.",
полную версию которой можно посмотреть на сайте http://itc.ua
, а так же в журнал "Домашний ПК" (Украина) №5 (41)
|