Украина, журнал "Домашний ПК" №5 (41) май 2002

Игровые рули. Супертест.


    Несмотря на то что у поклонников автосимуляторов не было такого мощного стимула для покупки специализированного контроллера, каковым для виртуальных пилотов оказался авиасим "Ил-2. Штурмовик", интерес к игровым рулям у рядового геймера имеется. Да и появление в сравнительно недалеком будущем таких игр, как Grand Prix 4, F1 2002 и TOCA Race Driver, следует встречать во всеоружии. А поскольку предыдущее тестирование подобных манипуляторов было у нас в далеком ноябре 1999 г., мы решили вернуться к этой теме и собрали 15 рулей от различных производителей, т. е. практически все модели, доступные сегодня на украинском рынке.


    Что нужно знать при покупке.

    Но прежде чем приступить к собственно рассмотрению конкретных моделей, не помешает вспомнить теорию, а заодно определиться с тем, на что же стоит обращать внимание при покупке игрового руля.
    Все манипуляторы можно разделить на две основные категории -- с поддержкой технологии обратной тактильной связи force feedback и без оной. Если вкратце, то благодаря наличию force feedback игрок может в буквальном смысле слова ощутить все неровности дороги, сотрясение автомобиля при столкновении с препятствием, а также (и, на мой взгляд, это самое главное) -- более реалистичное сопротивление повороту рулевого колеса, чем в случае с обычным контроллером, где оно имитируется возвратными пружинами. Естественно, манипулятор с force feedback значительно дороже своего "немоторизованного" собрата, поскольку реализация этой технологии серьезно усложняет конструкцию, однако результат, по мнению большинства игроков, того стоит. А вот поддержка технологии Vibration Feedback, появившаяся в последнее время в качестве дешевой альтернативы "честной" силовой обратной связи, в рулях, в отличие от джойстиков, себя совершенно не оправдывает и, по нашему мнению, является, скорее, отрицательной, чем положительной характеристикой контроллера. К тому же для контроллеров с vibration feedback справедливо предостережение, которое сейчас все чаще и чаще слышится в отношении геймпада DualShock для Sony Playstation, -- длительная (по несколько часов в день) игра с использованием подобных манипуляторов может вызвать серьезные заболевания кистей рук.
    Следующее, на что имеет смысл обращать внимание, -- способ крепления руля к столу. Если у моделей с поддержкой обратной связи вариантов нет -- все они оснащены специальными струбцинами, то обычные контроллеры временами сажают на присоски, вследствие чего во время игры такой руль, скорее всего, станет скользить по поверхности стола, а в особо "жаркие" моменты и вовсе может оторваться. Достаточно важным параметром является угол поворота руля (минимальное приемлемое значение -- 180 градусов из одного крайнего положения в другое) -- чем он больше, тем точнее можно будет вписываться в повороты.
    Чтобы ладони не скользили, рулевое колесо должно быть выполнено из мягкой резины (или иметь резиновое покрытие) с эргономичными "наплывами" и/или выемками для пальцев. Перед покупкой обязательно попросите продавца распаковать коробку и если не подключить контроллер к тестовому компьютеру (для проведения "полевых испытаний"), то хотя бы привинтить к столу и просто за него подержаться. Как правило, даже таким образом можно узнать о руле очень много -- например, сразу же выясняется, насколько удобно на нем расположены программируемые кнопки и специальные рычажки (шифты), на которые обычно назначается переключение скоростей (они, кстати, также должны присутствовать -- в противном случае руль вообще лучше не покупать, если, конечно, в нем нет отдельной рукояти для переключения скоростей).
    При отсутствии поддержки контроллером force feedback следует обратить внимание на упругость пружин у баранки: если они слишком слабые, придется вручную возвращать рулевое колесо в центральное положение, что, естественно, отрицательно сказывается на реалистичности управления и, соответственно, ухудшает ваши показатели.
    Отдельного разговора заслуживают педали, ведь только в аркадных гонках чем выше скорость, тем лучше, в реалистичных же симуляторах точное управление скоростью автомобиля имеет очень важное значение.
    Первое, на что здесь следует смотреть, -- размер подставки (слишком маленькая будет опрокидываться при чересчур сильном нажатии) и скользит ли она по полу. Немаловажны также размер самих педалей и упругость их пружин: чересчур маленькие и мягкие педали не позволят оценить степень нажатия по прикладываемому усилию, из-за чего скорость автомобиля придется определять по спидометру, что не есть хорошо -- в реалистичном автосиме игрок должен буквально чувствовать скорость, отслеживание данных по приборам обычно оказывается смерти подобно.
    Кроме этих обязательных условий (большая подставка на резиновых прокладках, жесткие педали), существуют и различные маленькие, но временами весьма полезные детали, которыми оснащаются некоторые модели именитых производителей. Их наличие не обязательно, но желательно. Например, Logitech делает подставки со специальной площадкой, на которую в минуты отдыха можно ставить левую ногу (вместо того чтобы держать ее на весу или поджимать под себя -- ведь на тормоз в играх приходится давить сравнительно редко).
    Вообще, рули, как и другие контроллеры, лучше приобретать от известных производителей -- Thrustmaster, Logitech и т. д., и не зариться на низкую цену безымянных китайских поделок, у которых весьма вероятны проблемы с установкой. Вторая достаточно распространенная проблема (и при этом гораздо более серьезная, нежели какие-то неприятности с инсталляцией) -- исполнение электрической части. Выглядит это либо как невероятно трудная (а подчас и вовсе невозможная) калибровка устройства, либо как самопроизвольная подача управляющих сигналов (обычно виной тому низкое качество потенциометров). В последнем случае контроллер вообще оказывается непригодным для использования (максимум, что тут можно сделать, это попытаться вручную почистить его резисторы). Поэтому лучше не рисковать и приобрести манипулятор от известной фирмы -- благо, их младшие модели по цене мало чем отличаются от своих "узкоглазых собратьев".

    ДО $50

    Thrustmaster Formula Charger

    Эти рули, известные в Европе под названием Formula Charger, а в США --NASCAR Charger, имеют весьма почтенный возраст и не так давно сняты с производства, но, поскольку запас устройств на складах еще есть, некоторое время они будут поступать в продажу.

Thrustmaster Formula Charger
Педали настолько ужасны, что без них
играть оказывается только лучше

    Два главных достоинства контроллера -- очень маленькая торпеда и низкая цена. Дальше идут сплошные недостатки, и самый большой из них -- педали, входящие в комплект некоторых моделей (при этом их стоимость увеличивается на целых $16!).
    Ничего хуже мы еще не видели. Крохотное, чтобы не сказать микроскопическое, основание, невообразимо маленький ход педалей, неудобная форма, неустойчивость -- за них не то что жалко отдавать эти самые $16, но и стоит потребовать доплаты, ведь играть с такими педалями просто невозможно, работают они почти как две цифровые кнопки.
    Если рассматривать модель без педалей (а желание отключить их и выбросить возникло у нас уже после десяти минут игры), то не все так плохо. Рулевое колесо, конечно, удручающе маленькое, четыре кнопки расположены не очень удобно, но зато есть два аналоговых шифта, с лихвой заменяющие некачественные педали. Впрочем, требовать от руля стоимостью $25 чего-то особенного не имеет смысла -- это самый простой контроллер из виденных нами, хотя от продукта, имеющего логотип Thrustmaster, мы ожидали большего.

    Подключается контроллер к gameport, к столу крепится струбциной, причем весьма надежно.
    Одним словом, если у вас совсем нет лишних средств, можно купить и Formula Charger, хотя лучше добавить $11 и приобрести SVEN Racing Star Deluxe.

    SVEN RockFire Racing Star Deluxe (QF-188ipr)

    Этот руль, младший в линейке SVEN RockFire, приятно удивил нас. При невысокой цене он отлично зарекомендовал себя в тестовых "заездах".
    Самое большое достоинство контроллера, как ни странно, -- его простота. Подключаемый к игровому порту руль устанавливается как "Джойстик две оси, четыре кнопки" и, соответственно, проблем с настройкой, встречающихся у других манипуляторов SVEN, здесь не возникает.

SVEN RockFire Racing Star Deluxe
Большая и удобная баранка безо всяких
эргономических "излишеств"

    Пусть вас не вводят в заблуждение наличие рукояти переключения передач и обилие кнопок на болиде, игровой порт позволяет одновременно задействовать только четыре из них. Как и Genius Speed Wheel Formula (см. ниже), данный руль можно использовать в качестве... джойстика. В таком варианте две пары клавиш на рукояти работают как цифровое управление рулем направления (rudder) и газом (throttle), в то время как перемещение самой ручки регулирует тангаж. Кроме того, руль может работать и без педалей -- их функции берет на себя "рычаг передач".
    Наиболее же впечатляет у Racing Star Deluxe пластиковое (а не прорезиненное, как может показаться) рулевое колесо. Оно не имеет никаких эргономических элементов и ощутимо крупней, чем у других контроллеров. Именно поэтому оно очень похоже на обычный автомобильный руль. Несмотря на маленький угол поворота (всего 180 градусов), большой размер колеса делает управление намного более точным, чем у других рулей. Педали же нас особо не впечатлили -- они слишком мягкие и закреплены несколько непривычно.

    Именно большое рулевое колесо, отличная управляемость виртуальных авто и низкая стоимость Racing Star Deluxe делают его лучшим выбором в нижней ценовой категории.

    Genius Speed Wheel Formula

    Рычаг справа от рулевого колеса, который поначалу принимаешь за обычный переключатель передач, на поверку оказывается... заменителем педалей -- дело в том, что у данного руля есть минимальный вариант поставки, где педали отсутствуют, и тогда эта ручка выполняет роль своеобразного throttle control а-ля джойстик Thrustmaster Afterburner.

Genius Speed Wheel Formula
Отсутствие шифтов и переключателя
скоростей заставляет игрока использовать
автоматическую коробку передач

    Следующая особенность Speed Wheel Formula -- возможность функционировать в режиме... джойстика, т. е. его можно использовать в авиасимуляторах. В таком случае нужно устанавливать его как Genius Speed Wheel Formula (Flight Mode) -- и тогда задействуются две пары клавиш, расположенных на рукояти, -- они начинают работать как цифровое управление рулем направления (rudder) и газом (throttle), в то время как перемещение самой рукояти регулирует высоту.
    Шифтов у руля также нет, поэтому переключение передач придется назначать на расположенные на лицевой стороне клавиши -- теоретически их шесть, однако действуют почему-то только четыре ("включить" еще две не удалось даже после установки последней версии драйверов, загруженных из Internet).

    Обратной связи у Speed Wheel Formula нет, возврат баранки в центральное положение осуществляется с помощью пружин, которые, на наш взгляд, могли бы быть чуть-чуть пожестче. Площадка с педалями среднего размера, но очень массивная, благодаря чему проскальзывание во время игры исключено. Педали крупные, с большим ходом и сравнительно тугими пружинами -- правда, для того чтобы нажать их до отказа, приходится отрывать пятку от пола и держать ногу на весу, что, естественно, не слишком удобно.

    Trust Formula 1 Race Master USB

    Первое, что бросается в глаза при взгляде на этот руль, -- полное отсутствие кнопок на его лицевой стороне. Четыре шифта, расположенных под баранкой, да дублирующий одну пару шифтов переключатель передач -- вот, собственно, и все. Естественно, этого недостаточно для любого автосимулятора, поэтому во время игры клавиатуру далеко убирать не рекомендуется.

Trust Formula 1 Race Master
Сам руль, несмотря на полное отсутствие
кнопок, неплох, но педали явно подкачали

    Драйверы в комплект поставки не входят, но, несмотря на это, Formula 1 Race Master устанавливается буквально в одно касание -- после подключения руля к ПК по шине USB Windows обнаруживает новое устройство и определяет его как стандартный игровой манипулятор "две оси, четыре кнопки".
    Площадка с педалями маленькая, имеет тенденцию к проскальзыванию (забавная деталь -- для борьбы с этим предлагается... "липучка", которая приклеивает ее к полу).
    Рулевое колесо отличается некоторой эргономичностью форм и полностью прорезинено (заметим, что даже не все манипуляторы из старшей ценовой категории могут этим похвастаться). Поскольку руль не поддерживает force feedback, возврат баранки в центральное положение осуществляется с помощью пружин, у которых есть одно нехорошее свойство -- сопротивление повороту значительно возрастает с увеличением угла отклонения, что довольно сильно мешало точному вхождению в крутые повороты в CMR2.0. В остальном никаких особых проблем в играх с этим манипулятором не возникало.

    В целом, Formula 1 Race Master -- достаточно приятный руль, правда, его цена нам показалась слегка завышенной.


    
Trust Vibration Feedback Rally Master USB

    Это устройство является фактически усовершенствованным (а следовательно, и несколько более дорогим) вариантом Formula 1 Race Master. Хотя по стоимости он и не вписывается в нижний ценовой диапазон, но по функциональности -- в самый раз, поэтому мы и решили перенести его из среднего класса в данную категорию.

Trust Vibration Feedback
Rally Master

    Это устройство является фактически усовершенствованным (а следовательно, и несколько более дорогим) вариантом Formula 1 Race Master. Хотя по стоимости он и не вписывается в нижний ценовой диапазон, но по функциональности -- в самый раз, поэтому мы и решили перенести его из среднего класса в данную категорию.

Приятный руль, но общую картину портят неудобные педали
и надоедливый vibration feedback

    Из основных его особенностей следует отметить, во-первых, наличие на лицевой стороне восьми кнопок (в дополнение к переключателю передач и четырем шифтам, аналогичным имеющимся у предыдущей модели), и во-вторых, поддержку технологии vibration feedback, на которой, пожалуй, стоит остановиться подробнее. В отличие от полноценной обратной связи (force feedback) vibration feedback может заставить руль только вибрировать безо всякой привязки к происходящим в игре событиям -- так что ни о каком адекватном сопротивлении повороту рулевого колеса речь здесь идти не может -- возврат баранки в центральное положение у Vibration Feedback Rally Master осуществляется с помощью точно таких же пружин, как и у Formula 1 Race Master. Все, что дает vibration feedback, -- это мелкая вибрация в ответ на определенное управляющее воздействие (поворот руля, нажатие педалей и двух кнопок), от которой, кстати, через пару часов непрерывной игры могут начать зудеть ладони.

    Площадка с педалями у Vibration Feedback Rally Master просто огромная -- одна из самых больших в данном обзоре. Но сами педали, к сожалению, ненамного лучше, чем у предыдущей модели, -- сравнительно слабые пружины и малый ход не лучшим образом сказываются на управлении виртуальным авто.

Технические характеристики и тестовые оценки рулей.

Сергей Светличный (svetl@itc.ua)

    Здесь приведены фрагменты из статьи "Игровые рули. Супертест.", полную версию которой можно посмотреть на сайте http://itc.ua , а так же в журнал "Домашний ПК" (Украина) №5 (41)