Из подключаемых к компьютеру периферийных устройств наименьший срок службы имеют манипулятор "мышь" и клавиатура, особенно у заядлых игроманов, любителей динамичных игр. В этом случае существенно снизить нагрузку на клавиатуру и мышь поможет игровой манипулятор. Современные технологии с новыми функциями вдохнули вторую жизнь в игровые манипуляторы и сделали в общем не такой уж и необходимый элемент компьютера желанным гостем на рабочем столе.

    Игровые манипуляторы подразделяются на геймпады, джойстики, рули с педалями и игровые консоли.

                            Геймпады

манипуляторы в виде планшетов и клавиатур - в основном используются в аркадных играх типа Mortal Combat. Присутствие большого числа управляющих кнопок позволяет создать комбинации нажатий, невозможных на обычной клавиатуре.
                                                        
                                        Джойстики

это манипуляторы в виде ручки-штурвала, предназначенные в основном для игр типа авиасимуляторов (с битвами космических кораблей, симуляторов кораблей и подводных лодок).
                            
                           Рули

наиболее приближенные к своим прототипам манипуляторы, предназначены для игр типа гонок на автомобилях, мотоциклах, самолетах и т.п.Часто снабжаются педалями с функциями "газ" , "тормоз" и "коробка передач".

    Игровые консоли - комбинации двух или даже трех предыдущих типов - годятся для всех типов игр.

    В нашем компьютерном сообществе к игровым манипуляторам выработалось отношение как к второстепенному элементу компьютера, а между тем напрасно. Современные достижения в области игровых манипуляторов можно рассмотреть на примере мало известного у нас производителя - амбициозной, достаточно молодой (основана в 1988 году) тайваньской фирмы со своим мощным R&D отделением и крупным (более 500 человек) производством. Представительства фирмы есть практически во всех странах Западной Европы, а продукция продается по всему миру и даже в Африке. Ее манипуляторы поставляются к нам под торговой маркой SVEN.

    Что отличает игровые манипуляторы SVEN? Большое разнообразие - более 50 моделей, широкий набор функций, различная степень сложности, диапазон цен (поэтому каждый может найти манипулятор по своему карману) и высокое качество изготовления, достигаемое благодаря применению современных технологий, в частности, поверхностного монтажа и электронных сенсоров-датчиков. Корпуса манипуляторов выполнены из ударопрочного пластика с поверхностью под шагреневую кожу и имеют модные расцветки: металлик, i-Mac различных оттенков.

    Игровые манипуляторы SVEN по своей сложности делятся на три класса: базовый, усовершенствованный и High End.

     Манипуляторы базового уровня - аналоговые - имеют Game-интерфейс и выполняют все основные его функции. Стандартный аналоговый манипулятор предполагает две функции - например, стрелять и менять оружие; расширенный режим обеспечивает до четырех функций. Интерфейс Game-порта поддерживает не более четырех функций одновременно, поэтому к нему можно подключить либо один манипулятор с расширенным режимом, либо два манипулятора в стандартном режиме. Для подключения одного джойстика с расширенным режимом необходим полный 15-выводной Game-порт (разъем DB-15). Моделей этого класса, по понятным причинам, немного. Зато куда многочисленнее модели двух других классов.

     Манипуляторы усовершенствованного уровня имеют встроенный контроллер и используют дополнительно еще и последовательный канал связи Game-порта либо USB-интерфейс, что с помощью прилагаемого программного обеспечения значительно расширяет функции манипуляторов. Среди усовершенствованных манипуляторов есть модели с универсальным Game- и USB-интерфейсом.

     High End - манипуляторы по используемому интерфейсу идентичны усовершенствованным. Однако они имеют в своем арсенале еще и дополнительные аппаратные средства, такие, как силовая обратная связь (отдача), управление курсором путем наклона манипулятора, отсутствие соединительных проводов (передача данных по радиоканалу), регуляторы поворота.

     Силовая обратная связь (отдача) - Force Feedback - реализуется с помощью технологий, которые позволяют более-менее правдиво передать пользователю реальные физические тактильные ощущения. Осуществляется с помощью электромагнитов, вибраторов и двигателей, управляемых специальным контроллером. Существуют несколько типов технологии осуществления отдачи.

     Наиболее полно отдача представлена в технологии I-Force фирмы Immersion. Технология I-Force позволяет в зависимости от характера игры программировать типы силового воздействия и автоматически включать их в ходе игры. В более простых вариантах реализации отдачи используют вибраторы. На рулях SVEN имеются педали, которые совместимы с джойстиками SVEN, их можно подключать к компьютеру вместе с джойстиком и использовать для выполнения поворотов.

     Среди аксессуаров для манипуляторов SVEN отмечает и предлагает еще одно полезное устройство - преобразователь Game-интерфейса с разъемом DB-15 в USB-интерфейс, который поддерживает все типы аналоговых манипуляторов. 4-позиционный переключатель контроллера преобразователя обеспечивает полную совместимость с наиболее известными игровыми манипуляторами, в том числе Thrustmaster FCS, CH Flightstick Pro, а также двумя другими универсальными типами джойстиков.

     При работе игры в среде Windows важно, чтобы манипулятор был совместим с DirectX - набором драйверов, образующих интерфейс между программами в среде Windows и аппаратными средствами. Драйверы DirectX поддерживают непосредственную работу с аналоговыми и цифровыми манипуляторами и используют реестр Windows для сохранения параметров манипулятора и результатов их калибровки, а также обеспечивают доступ игровых программ к коммуникационным средствам Windows, что устраняет зависимость конкретной игры от сетевого протокола и транспорта. Большинство манипуляторов SVEN совместимы с DirectX.

Design & Development: Sven-Info