Скажи равнодушию "нет" - обзор пассивной стереопары Sven Audio 830B
Оригинал статьи опубликован на сайте www.techlabs.ru 11 октября 2007г. Юрий Шабан, info@techlabs.ru
Сегодня радостная новость: наконец-то, к нам доставлена на тест пассивная стереопара Sven-Audio 830B. Sven-Audio является подразделением (ну, или суббрендом торговой марки Sven), которая занимается исключительно "взрослой" Hi-Fi акустикой. Мало того, кроме акустики, под этой маркой продается также все, что так или иначе может быть применено при построении домашнего кинотеатра: стойки, сабвуферы, комплекты пассивных колонок, DVD-проигрыватели, ресиверы, пульты дистанционного управления и, конечно же, комплекты акустики для домашнего кинотеатра "в одной коробке". Короче, следующий шажок в сторону хорошего звука относительно продуктов, известных под торговой маркой SVEN.
Попавшаяся сегодня на разборку стереопара интересна тем, что обладает весьма приличными размерами и неплохими характеристиками и при этом весьма демократичной ценой. Особенно начинает интриговать эта парочка после посещения форумов акустической тематики. Вот там становится понятно, что система никого не оставляет равнодушным. Примерно половина считает ее не только идеальным решением за свои деньги, но и достойным и намного большей цены (упоминаются цифры порядка $500-700). Вторые, хотя и признают, что это достойное решение для своей цены, но явно ненавидят ни в чем не повинные колонки абсолютно искренней ненавистью, называют их нехорошими словами, а также людей, купивших их :). Складывается устойчивое впечатление, что если участников обсуждения каким-то образом свести вместо, то зеленки и бинтов понадобится немало…
Когда устройство вызывает такие эмоции, становится ясно, что какая-то изюминка в нем уже есть. Ведь если на суд оценивающих людей вынести однозначно хорошую или однозначно плохую систему, то и выводы будут одинаковыми у всех. Однако если разгораются такие споры,со спектром чувств от любви до ненависти, то, как минимум, продукт интересен и стоит своих денег. А произошло ли чудо и бренды за $500-700 могут "кусать" себе динамики от досады – покажет сегодняшний тест.
Ну и напоследок необходимо отметить, что 830B считается большинством владельцев однозначно лучшей в спектре продукции Sven-Audio по соотношению цена – качество (точнее, цена – качество звука).
ТТХ
Параметр |
Значение |
Номинальная выходная мощность, Вт (RMS) |
50 |
Максимальная выходная мощность, Вт (RMS) |
120 |
Внешние размеры колонок, ШхДхВ, мм |
195х287х410 |
Вес комплекта, кг |
16.9 |
Диаметр НЧ/СЧ-динамика, дюйм |
6.5 |
Сопротивление динамиков, Ом |
6 |
Диаметр ВЧ-динамика, дюйм |
1 |
Магнитное экранирование, наличие |
+ |
Частотный диапазон, Гц |
45-20 000 |
Неравномерность АЧХ в рабочем диапазоне, +/- дБ |
+/-5 |
Чувствительность, дБ |
88+/-2 |
Средняя розничная цена, $ |
150 |
Промежуточные выводы: эта стереопара имеет достаточно серьезные параметры, позволяющие ей потенциально (ведь мы ее еще не слушали) отыгрывать на свои деньги. Возможно, и выше. Особенно интересно выглядит масса одной колонки, которая говорит косвенно о качестве примененной магнитной системы и толщине стенок корпуса. Радует чувствительность, которая говорит о том, как громко будет играть система (точнее, какой уровень звукового давления смогут развить динамики вместе). Ну и нельзя обойти вниманием неравномерность АЧХ, которая вполне вписывается в немецкий DIN 45500, он же Hi-Fi.
Хм. А почему бы таким колонкам и "не наступить на мозоль" именитым соперницам? Посмотрим, а вдруг Дед Мороз все-таки есть? :)
Комплектация
Напомним, что рассматриваемая стереопара является пассивной, что в переводе на русский язык означает, что усилителя в ней нет вообще, поэтому полезно будет к ее стоимости добавить и стоимость какого-нибудь интегральника (полный усилитель, состоящий из предварительного и оконечного).А если исключить продукцию экс-СССР, то даже самый скромный аппарат потянет примерно на $180. Иначе звука не будет вообще. В прямом смысле слова.
Также следствием пассивности системы является скромность комплектации. Ведь, например, интерконнект – проблема производителя усилителя. Да и сетевой кабель уже не нужен. Итак, что получит покупатель:
-
коробка – 1 шт.;
-
акустический кабель – 2 шт.;
-
колонка – 2 шт.;
-
гарантийный талон – 1 шт.;
-
руководство пользователя – 1 шт.
Начнем осмотр с коробки. В последнее время производители акустических систем приучили к большому количеству картона: снаружи – одна коробка, внутри нее – еще одна, более презентабельная. В данном же случае все гораздо проще: коробка ровно одна, выполненная из серо-коричневого гофрированного картона. Никаких эстетических изысков – только прямое защитное предназначение. Упаковочный пенопласт также несет на себе следы экономии: колонки фиксируются не в привычных монолитных блоках (сверху и снизу), а с помощью 12 "уголков". Свою работу такая упаковка выполняет отлично, что главное. А носителем эстетики в массы пусть поработают сами колонки.
Акустический кабель представляет собой, говоря политкорректно, безобразие с сечением немного меньше одного миллиметра квадратного. Требует замены всем своим видом. Однако это безобразие имеет маркированные жилы и позволяет протянуть полдня-день до замены штатного проводника на любой другой. Длина составляет вполне достаточных 3 метра. Нужно отметить, что в руководстве по эксплуатации рекомендовано использование кабеля сечением 2.5 квадратных миллиметров для обычного подключения и от 1 квадратного миллиметра для "бивайринга" (или "биампинга"). Напомним, "бивайринг" – простое подключение с помощью двух пар кабелей отдельно высокочастотной и НЧ/СЧ-головки. Позволяет применять активный фильтр вместо пассивного кроссовера. "Биампинг" – те же две пары жил, но на каждую головку работает отдельный усилитель. Естественно, данный способ подключения также позволяет использовать активные фильтры (электронные кроссоверы).
Колонки выглядят просто здорово. Качество отделки вообще не вызывает нареканий. Они оклеены черной виниловой пленкой, имитирующей древесину. В сочетании с металлическими вставками на передней панели без гриля выглядят очень стильно. С грилем, впрочем, тоже – что может быть изящнее классических форм? Пока о колонках достаточно – ведь дальше будет более подробный их анализ.
Остались гарантийный талон и руководство пользователя. Про талон ничего особого сказать невозможно, а руководство пользователя в данном случае среднего качества. Это уже не "фантик", практически не несущий информации, но и полнотой оно не поражает. К слову, расстановку можно было бы описать и подробнее. Но, к счастью, есть мы (то есть TECHLABS), которые в статье про методику тестирования акустических систем подробно рассказали об этом нелегком деле.
Итак, поставка достаточная, но кабеля неприятно удивляют – будут находиться в минусах данной системы.
Конструкция
Теперь пора перейти к подробному анализу самих колонок. Они представляют собой прочные конструкции с акустическим оформлением с фазоинвертором, порт которого выведен на заднюю панель и расширен на конце с целью подавления звука струящегося через него воздуха. Это автоматически означает, что около стен системе делать нечего. Хотя бы 15 сантиметров свободного пространства сзади надо обязательно обеспечить. Это важно, так как от расстояния будут напрямую зависеть качество и количество баса.
За виброразвязку от поверхности отвечают полусферы из пластика, прикрепленные к днищу колонок. Если планируется устанавливать систему на стойки, все равно желательно их демонтировать, так как приличные стойки сами имеют демпфирующую прокладку. А так функции развязки со столом будут выполнять, хотя, по мнению автора, губчатая резина была бы более уместной, учитывая неплохую отдачу по басам и достаточно большую мощность.
На задней поверхности находятся винтовые зажимы вполне Hi-Fi-шного вида, способные принять проводник большего, чем 2.5 квадратных миллиметров сечения. Их целых 4 штуки, что позволяет реализовать варианты двухкабельного подключения. Для этого надо подключить провода, соблюдая полярность, предварительно убрав перемычки между верхними и нижними клеммами. Если будет использоваться только одна пара жил, тогда традиционно принято задействовать нижнюю пару зажимов; перемычки в этом случае остаются на своих местах.
Еще интересно выглядит высокочастотный динамик. Дело в том, что он несколько утоплен в поверхность металлической пластины, в которую и врезан. В итоге получается небольшой рупор, который займется направлением высоких частот куда надо, а не куда хочется. Материал, из которого выполнен твиттер, – ткань с пропиткой.
СЧ/НЧ-головка выполнена из целлюлозы и снабжена пылезащитным фазовыравнивающимся колпачком в виде пули. Подвес – тактильно мягкая резина.
Больше снаружи ничего интересного нет, поэтому можно доставать ключ-шестигранник и крестообразную отвертку. Сняв 4 самореза, держащие на месте блок зажимов, обнаруживаем фильтр второго порядка, выполненный с использованием катушек без сердечников. Кабели внутренней проводки имеют приличную толщину, явно превосходящую таковую у комплектных акустических проводов.
Выкрутив динамики, остается порадоваться величине магнитного экрана, на котором нет маркировки, кроме 65P97 на НЧ/СЧ и 1987-1 на ВЧ. Если верить Интернету, это обозначает, что ВЧ 6 Вт 5 Ом, а НЧ/СЧ – 35 Вт 5 Ом.
Внутри также открывается неплохой вид на приличное количество демпфирующего синтетического материала, который равномерно устилает все стенки, кроме передней и задней. Толщина примененных плит МДФ составляет 15 мм для передней и 14 для всех остальных. В результате – тяжелый и крепкий ящик, которому не страшны вибрации 6.5-дюймового динамика. Спереди панель имеет скосы по краям, что выглядит привлекательно.
Фазоинвертор представляет собой пластиковую трубу, настройку которой надо посчитать. Расчет проведен по формуле (дает приблизительный результат):
где:
- L – кажущаяся длина фазоинвертора (включает толщину передней стенки и обычно превышает истинную длину круглой трубы где-то в полтора раза);
- S – площадь выходного отверстия;
- V – свободный объем ящика (за вычетом объема самого фазоинвертора);
- fb – частота, на которую настроен фазоинвертор.
Все расчеты ведутся в системе СИ. В результате получается 53 Гц, что лучше, чем если бы настройка была выполнена на "бубнящие" 100 Гц. Видимо, ниже настраивать не стали потому, что Rz для нижнечастотной головки как раз и есть 53 Гц, а ниже Rz отклик динамика резко падает, поэтому фазоинвертору делать ниже практически нечего. Лучше подхватить резонанс и его усилить.
Разделительный фильтр многие "умельцы" пересчитывают и заменяют
Итак, конструкция колонок порадовала отсутствием откровенных ляпов. Мало того, сборка оказалась на редкость аккуратной, демпфирование на месте. Приятно посмотреть прямо-таки. |