ATRI home page - Публикация

Главная
О компании
Мы на выставках
Адрес
e-Mail
Поиск
На главную
Каталог товаров
Производители
Список рассылки
Драйверы/Описания
Вопросы
Публикации/Обзоры
Горячая линия
Новости
Архив
 Сегодня:29.03.2024 16:28
Последнее изменение:09.07.2020 08:37
 

на главную страницуна главную страницуна главную страницу

Rockfire — игрунам (Джойстики)


Когда-то давно для управления играми мы использовали только клавиатуру. В те времена игровые манипуляторы были роскошью, которую далеко не каждый мог себе позволить. Сегодня же это вполне обычный атрибут многих домашних компьютеров. Многих, но отнюдь не всех. Некоторые пользователи до сих пор не знают, что такое геймпад, а на руль с педалями смотрят как на диковинку. На джойстики так не смотрят — это несколько более привычное устройство — но все-таки теряются, когда оказываются перед выбором между той или иной моделью. Производителей джойстиков сейчас много, да и сами джойстики сильно различаются. Но сегодняшний обзор пригодится не только начинающим игрунам, но и тем, кто, уже имея джойстик, хочет приобрести более современную модель. Итак, сегодня мы рассматриваем шесть джойстиков Rockfire, продаваемых в России под маркой SVEN.


Fire Plus (QF-8ip)

Самая примитивная и дешевая модель среди джойстиков Rockfire. Осмелюсь порекомендовать его тем, кто еще никогда не имел дела с джойстиками, но очень хочет. На его примере, отдав незначительную сумму денег, вы сможете решить, а нужен ли вам вообще игровой манипулятор типа джойстика. И, если решите, что нужен, то купите более современный. Кстати о современности… Честно говоря, я думал, что подобные примитивные устройства уже канули в лету. Да, когда-то я и себе покупал нечто подобное, но было это в 1992-93 годах. Тогда, конечно, иметь четыре, а не две кнопки на джойстике было очень приятно, но времена меняются, и со своей точки зрения я не понимаю производителей, выпускающих настолько простые модели. Не серчайте, это всего лишь мое личное отношение к подобным изделиям и, как я замечаю, я начал удаляться от основной темы, так что, спешу исправиться и вернуться к рассмотрению Rockfire Fire Plus.

Вскрыв коробку Fire Plus, вы не обнаружите в ней ничего, кроме самого джойстика. Никаких книжек, дисков с программным обеспечением или чего-либо еще — только сам джойстик. Но для данной модели это простительно, ведь подключить ее сможет даже ребенок, а драйвер содержится в любой операционной системе, начиная с Windows 95.

Как можно заметить на фотографиях, QF-8ip оснащен четырьмя кнопками, двумя колесиками для ручной калибровки и переключателем “Manual/Turbo”. Действие этого переключателя распространяется на все четыре кнопки джойстика. Так, в положении “Turbo” при удержании любой из кнопок в нажатом состоянии, будет имитироваться ее многократное нажатие. Замечу, что в своей игровой практике я не находил применения данной функции, но, возможно, кому-то она придется по вкусу. Другое дело — длина интерфейсного кабеля. Думаю, что любой пользователь согласится с тем, что короткий кабель — это плохо, а длинный — хорошо. В случае Fire Plus он явно короток. Его длина составляет всего 1.32м. Этого в некоторых случаях может оказаться недостаточно, ведь обычно, разъем игрового порта (USB интерфейса в данной модели не предусмотрено) расположен на звуковой или материнской плате вашего ПК, и соответственно находится на задней стенке корпуса системного блока.

Говоря о Rockfire Fire Plus, нельзя не сказать о его эргономике. Но, увы, тут хорошего мало. Видимо, создавая дизайн рукоятки QF-8ip, разработчик забыл о существовании трех кнопок на ее верхней части. В итоге, если вы располагаете руку так, чтобы ей (руке) было комфортно, то пользоваться тремя верхними кнопками становится крайне затруднительно. Если же расположить руку выше, чтобы эти кнопки находились под большим пальцем, то возникает другое неудобство — кнопка, ранее расположенная под указательным пальцем, оказывается сразу под двумя (указательным и средним) пальцами. Добавьте сюда достаточно большой рабочий ход двух основных красных кнопок (см.фото), который составляет 4мм и 3.1мм, и весьма легкую, хоть и с присосками, подставку.

Как и следовало ожидать, ничего примечательного внутри QF-8ip обнаружить не удалось. Вполне обычная для большинства джойстиков механика и небольшая печатная плата, на которой расположен генератор, обеспечивающий имитацию многократного нажатия на кнопки в режиме Turbo. Производитель используемых в этой модели микропереключателей никак себя не обозначил, так что о гарантированном количестве нажатий на кнопки можно только догадываться. Не удивлюсь, если наиболее часто используемые кнопки выйдут из строя уже через пару месяцев интенсивного использования Fire Plus.


WindStorm Ultra Flightstick (QF-668ip)

В сравнении с предыдущей моделью, QF-668ip намного более «продвинутый». Его смело можно назвать полноценным джойстиком, но все же я бы отнес его к моделям начального уровня. Неплохо оформленная коробка таит в себе небольшую книжечку с кратким руководством пользователя и сам джойстик. QF-668ip оснащен четырьмя кнопками и переключателем вида (POV). На нижней части подставки (со стороны присосок) расположены два движка для ручной калибровки устройства. Как и в случае Fire Plus, данная модель подключается только к игровому порту ПК и, соответственно, никаких переходников в комплекте не поставляется. Интерфейсный кабель длиной 1.76м не создаст проблем при попытке разместить WindStorm там, где вам это будет удобно.

Установка и калибровка WindStorm сложностей не вызывает. Логично предположить, что при отсутствии в комплекте каких-либо дисков с программным обеспечением будет установлен один из стандартных драйверов джойстика, присутствующий в любой системе Windows. Производитель рекомендует подключать QF-688ip к игровому порту, поддерживающему работу с двумя джойстиками, и устанавливать драйвер для джойстика с четырьмя кнопками и тремя осями перемещения (3 axis, 4 button joystick). Откуда же третья ось у 2D джойстика? Пускай вас не смущает этот вопрос. Уже в процессе калибровки вы заметите, что переключатель вида (POV) выполняет функцию Throttle, и это можно выгодно использовать в некоторых играх. А теперь перейдем к эргономике WindStorm’a, его достоинствам и недостаткам.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на QF-668ip — это его цветовое оформление. Основание и рукоятка выполнены в строгом черном цвете, а вот кнопки как будто взяты из детского конструктора и выглядят ненатурально. Самая главная кнопка, располагающаяся под указательным пальцем руки, имеет значительный рабочий ход (2.5мм), что может вызывать утомление при длительных сеансах игры с WindStorm’ом. Также к недостаткам можно отнести вес основания корпуса. При всем своем солидном виде оно ничем не утяжелено и может удерживаться на рабочей поверхности только за счет четырех присосок и веса пластика, из которого изготовлено. Что же касается эргономики этого джойстика, то можно сказать, что продумана она неплохо. Рукоятка рассчитана под правую руку, но ее размеры и расположение элементов управления таковы, что детям дошкольного возраста она, скорее всего, будет великовата. Более взрослые пользователи ощутят меньше неудобств. Рука удобно располагается на рукоятке, при этом все четыре кнопки одинаково доступны. С переключателем вида (POV) дела обстоят несколько хуже. Для доступа к нему приходится чрезмерно изгибать большой палец, и если вы часто пользуетесь этим переключателем, то из-за постоянного напряжения рука быстро устанет. Других недостатков в дизайне я не выявил, а сложив то, что я описа! л, могу сказать, что QF-668ip вполне соответствует своему позиционированию и цене.

Несмотря на наличие переключателя видов (POV), электрическая схема WindStorm’a даже проще, чем у описанной выше модели QF-8ip. Обычный аналоговый джойстик, а так как никаких генераторов, имитирующих многократное нажатие кнопок, в нем нет, то и активных элементов в его схеме не содержится. В основании корпуса установлена небольшая коммутационная плата, а в рукоятке — еще одна, на которой расположены микропереключатели кнопок и переключателя вида (POV). Как и в случае QF-8ip, в данной модели эти микропереключатели, к сожалению, безымянны. Механическая часть устройства ничем необычным не выделяется.

(Небольшой комментарий для особо любопытных). А где же в QF-668ip расположена электрическая схема переключателя видов? — наверняка спросят меня некоторые читатели. А нет никакой схемы! Весь POV состоит из четырех микропереключателей и пластиковой крестовины миниджойстика. Вот, собственно, и все.


Bazooka Fighter (QF-707U)

Если смотреть издалека, то эта модель очень похожа на предыдущую. Но при более близком рассмотрении выясняется, что они значительно различаются. Содержимое коробки стало богаче и включает в себя, помимо джойстика, краткое руководство пользователя, диск с программным обеспечением GameWizard v2.1 и гарантийный талон от SVEN. Сам QF-707U являет собой 2D-джойстик с шестью функциональными кнопками, регулятором Throttle и переключателем вида (POV). Интерфейсный кабель достаточно длинный (длина 1.71м) и заканчивается USB разъемом. Подключения к игровому порту у этой модели не предусмотрено. Как и у предыдущей модели, в нижней части основания корпуса расположены два движка для ручной калибровки.

Эргономический дизайн рукоятки QF-707U был бы достоин похвал, если бы не один существенный недостаток. Вместо округлых плавных форм в том месте, куда ложится ваша рука, имеют место достаточно острые, почти не скругленные углы. И если, играя, вы будете с усилием сжимать рукоятку, то это очень быстро вызовет раздражение руки. Других нареканий у меня не возникло. Все элементы управления расположены удобно и доступно. Ход основной кнопки составляет всего 2.0мм, что весьма кстати, если требуется высокая частота нажатий этой кнопки. Throttle, реализованный в виде небольшого движкового регулятора имеет рабочий ход равный 22 мм. В общем, если бы не угловатость рукоятки, то я смело рекомендовал бы эту модель. Хотя, если вы проводите за играми совсем немного времени, то можете обратить на нее свое внимание.

Процесс установки QF-707U прост и не вызовет никаких затруднений. В моем случае джойстик нормально инсталлировался и функционировал под управлением операционных систем Windows ME и Windows XP Professional. Правда, при настройке QF-707U в среде Windows ME меня удивило присутствие в свойствах этого игрового манипулятора закладок, касающихся обратной связи (см. выше копии экранов). В среде Windows XP Professional этого не наблюдалось, и, конечно же, никакой обратной связи в данной модели нет. Программное обеспечение GameWizard v2.1 я кратко опишу позже, так как оно поставляется не только с этим джойстиком, а описывать его несколько раз нет смысла.

В сравнении с ранее описанными моделями, можно сказать, что внутренности рукоятки практически не изменились. Разве что, увеличилось количество микропереключателей. А вот основание корпуса и его содержимое стали намного серьезнее. Начнем с того, что вместо присосок на его нижней крышке установлены простые круглые резиновые ножки. Вроде бы, крепление джойстика на рабочей поверхности должно ослабнуть, но конструкторы это предусмотрели. Разобрав корпус, мы обнаруживаем в нем не только обычную механическую и электрическую начинки, но и два закрепленных металлических бруска. Утяжеленное таким образом основание хорошо удерживается на рабочей поверхности. Механическая часть QF-707U осталась такой же, как у описанных ранее моделей, а вот электрическая стала сложнее. Но это неудивительно, ведь увеличенная функциональная оснащенность и появление USB интерфейса соответственно повлекли за собой усложнение электрической схемы.


3D Twistick (QF-805IU)

Ну, вот мы и дошли до первой 3D модели! Четыре кнопки, переключатель вида, регулятор Throttle, и поворачивающаяся вокруг своей оси рукоятка — вот, что такое QF-805IU. К положительным чертам можно отнести и гибкость подключения. Интерфейсный кабель (длина 1.83м) заканчивается разъемом для подключения к игровому порту, но вы можете воспользоваться переходником Game-USB, который поставляется в комплекте с QF-805IU, и подключить его к USB порту. Однако переходник — это не все, что вы обнаружите, открыв коробку. Также в ней находятся диск с программным обеспечением GameWizard v2.1, краткое руководство пользователя, гарантийный талон от SVEN, и, конечно же, сам джойстик. Суммируя качественные показатели джойстика, о которых речь пойдет ниже, и вполне достаточный комплект поставки, можно смело рекомендовать данную модель тем, кто проводит много времени за играми и при этом активно пользуется джойстиком.

Оценивая эргономику рукоятки я могу сказать что это первый дизайн среди линейки джойстиков Rockfire, который мне действительно понравился и не вызвал нареканий. Никаких острых углов, никаких труднодоступных кнопок или их слишком большого рабочего хода. Все продуманно на удивление хорошо и не вызывает дискомфорта. Рабочий ход основной кнопки составляет всего 1.2мм, а угол поворота рукоятки вокруг своей оси 21 градус. В общем, рукоятка удалась. А вот сказать то же самое про регулятор Throttle, расположенный на основании корпуса, нельзя. Его следовало расположить слева от рукоятки, и тогда, он был бы хорошо доступен для управления левой рукой. При нынешнем же расположении, пользоваться им при отклонении рукоятки джойстика назад несколько затруднительно.

О конструкции QF-805IU можно сказать, что он собрал в себе все плюсы моделей, описанных выше. Внутри основания корпуса, для увеличения его веса, установлены два металлических бруска. Само же основание не опирается на рабочую поверхность резиновыми ножками, а крепится к нему посредством четырех присосок. Так как данная модель является 3D-джойстиком, то, соответственно, потребовалась установка дополнительного переменного сопротивления. Это сопротивление, а также пружина, обеспечивающая центровку, размещены внутри рукоятки QF-805IU. Элементы ручной калибровки джойстика отсутствуют, но все-таки калибровать его можно. Правда, для этого вам потребуется снять нижнюю крышку основания корпуса и воспользоваться соответствующими рычажками.


Sparta Fighter 3D Game System/Pro (QF-8800U)

Эту и следующую модели производитель позиционирует как джойстики High-End. Что же представляет собой Sparta Fighter? Это полноценный 3D-джойстик с регулятором Throttle, переключателем вида (POV), четырьмя кнопками на рукоятке и восьмью кнопками на основании корпуса. Всего получается двенадцать функциональных кнопок. Лично мне кажется, что такого их количества достаточно для любой игры. Интерфейсный кабель (длина 1.83м) заканчивается USB разъемом, и никакого другого интерфейса в данной модели нет. Содержимое коробки так же скромно, как и у всех остальных моделей Rockfire, но включает в себя все необходимое. В него входит сам джойстик, гарантийный талон от SVEN, краткое руководство пользователя, и диск с программным обеспечением GameWizard v2.1.

Несмотря на то, что производитель так высоко позиционирует эту модель, недостатки у нее все же есть. Итак, начну, как обычно, с рукоятки. В общем-то, она являет собой точную копию рукоятки QF-805IU, и все что я писал про рукоятку этого джойстика можно отнести и к данной модели. Вот только кнопки щелкают намного громче. Другое дело основание корпуса. Оно значительно увеличилось в размерах, ведь теперь на нем расположен не только регулятор Throttle, но и восемь функциональных кнопок. Оформлено это основание хорошо, если не считать Throttle. Его вид напомнил мне ручку настройки древних радиоприемников, которая несколько уродливо смотрится на данном устройстве. Кроме того, этот регулятор имеет очень маленький угол поворота (всего 16 градусов). Кнопки же наоборот смотрятся очень стильно но, как и кнопки на рукоятке джойстика, очень громко щелкают. Играть в ночное время, если рядом кто-то спит, с такими громкими щелчками просто невозможно. То есть, конечно, играть можно, а вот спать, наверное, не удастся.

Как и модель QF-707U, Sparta Fighter опирается на рабочую поверхность круглыми резиновыми ножками. Никаких металлических брусков в основании его корпуса нет. Вместо них, для увеличения веса, нижняя крышка основания корпуса сделана цельнометаллической. Под этой крышкой расположена механическая часть джойстика, переменное сопротивление регулятора Throttle, и внушительных размеров печатная плата. Как я писал выше, Throttle имеет очень небольшой угол поворота, но эту проблему можно решить, так как ограничен он искусственно. Для этого придется разобрать основание корпуса джойстика и воспользоваться своими слесарными навыками. Если же таковых навыков у вас нет, то не рекомендую вам пытаться доработать конструкцию QF-8800U.


Windstorm Pro (QF-688UV)

Вот я и добрался до последней в этом обзоре модели. Последней и, пожалуй, самой серьезной. Почему самой? Да потому, что перед нами 3D-джойстик с шестью функциональными кнопками (4 на рукоятке и 2 на основании корпуса), регулятором Throttle, переключателем вида (POV), и, самое главное, обратной связью (Vibration Feedback). QF-688UV оснащен USB интерфейсом, а интерфейсный кабель имеет длину 1.81м. Содержимое коробки стандартное для джойстиков Rockfire — сам джойстик, диск с программным обеспечением GameWizard v 2.1, краткое руководство пользователя, и гарантийный талон от SVEN.

Рукоятка Windstorm Pro очень похожа на рукоятку моделей QF-805IU и QF-8800U, но все же несколько другая. Она несколько массивнее, и расположенные на ней кнопки сгруппированы иначе. Несмотря на это, все они, включая переключатель вида (POV), одинаково хорошо доступны, и во время игры никакого излишнего напряжения в руке не возникает. Форма самой рукоятки такова, что она очень удобно ложится в руку, и никакие острые углы вам не мешают (их попросту нет). Рабочий ход основной кнопки составляет 2.2 мм, а угол ее поворота вокруг своей оси 14 градусов. Несколько хуже дело обстоит с основанием корпуса. Колесико регулятора Throttle, подобно модели QF-805IU, расположено сзади от рукоятки. По обе стороны от этого колесика, вплотную к нему, располагаются и две функциональные кнопки. Такое их положение, как я уже писал, рассматривая модель QF-805IU, неудобно, так как при отклонении рукоятки назад доступ к колесику и кнопкам становится несколько затруднителен. Больше мне, в общем-то, нечего сказать об эргономике QF-688UV. Зато есть, что сказать о его обратной связи (Vibration Feedback). Она, безусловно, присутствует и ее можно ощутить, но не ждите ничего сверхмощного. Слабенький двигатель, установленный в рукоятке джойстика, не способен создать действительно сильные эффекты. Мощность вибрации мне лично чем-то напомнила вибрацию низкооборотных микродрелей для сверления печатных плат. Ну, может быть, не так плохо, но где-то рядом. Однако, кому-то вероятно понравится и такое. Все-таки это лучше, чем ничего, а прибавив сюда! прекрасную эргономику QF-688UV и его достаточную функциональную оснащенность, можно смело заявить, что это лучшая модель из рассмотренных в этом обзоре.

Конструкция QF-688UV не похожа ни на одну из моделей, описанных ранее. Изменилось практически все, вплоть до внутренностей рукоятки. Вы не найдете в ней переменного сопротивления, контролирующего третью ось перемещения этого 3D-джойстика. Теперь оно расположено в шарнирной системе в основании джойстика. Зато на его месте установлен микродвигатель с пластинчатым наборным эксцентриком. Именно он создает эффекты вибрации обратной связи. Двигатель невелик и, как я уже писал, не способен создать сильной вибрации рукоятки джойстика. Изменения произошли и в основании корпуса. В нем установлена совершенно новая шарнирная система, не встречающаяся в других джойстиках Rockfire. А в остальном, все более-менее похоже на более младшие модели. Те же металлические бруски, четыре присоски для крепления на рабочей поверхности, и неотъемлемая печатная плата. Какие либо намеки на элементы ручной калибровки джойстика, как снаружи, так и внутри его, отсутствуют. Но, не так уж они на самом деле нужны.


GameWizard v2.1

Выше я обещал вкратце рассказать о программном обеспечении, поставляемом в комплекте почти со всеми джойстиками Rockfire. Так вот, устанавливать его вовсе не обязательно. Все описанные модели джойстиков прекрасно работают и без GameWizard. Пригодится это программное обеспечение в основном тем, у кого одновременно установлено много игр, в которых используется джойстик. С его помощью вы можете создавать шаблоны для различных игровых программ, определяя для каждой из них индивидуальное функциональное назначение кнопок джойстика.

После установки, программа сама определит тип вашего джойстика. После этого вы можете приступить к созданию собственных шаблонов или воспользоваться уже готовыми, которые устанавливаются вместе с GameWizard. На сделанных мною копиях экрана вы можете видеть все три закладки программы, которые я сделал после подключения самой многокнопочной модели, QF8800U. Заметьте что, команды, которые вы присваиваете той или иной кнопке, вы можете создавать сами.

Так что же лучше?

Лучше, как обычно, окажется та «железка», которая появится в продаже завтра, вслед за купленной вами сегодня. Правда, если рассуждать именно так, то можно всю жизнь ждать завтра и сидеть вообще без «железки». Из тех же джойстиков Rockfire, что я описал именно сегодня, я бы рекомендовал следующие модели: 

QF-688UV — Для тех, кто хочет получить хороший с точки зрения эргономики джойстик, достаточное для большинства игр количество функциональных кнопок, и хоть какой-то эффект обратной связи.

QF-8800U — Пожалуй, эту модель можно рекомендовать тем фанатам, кто хочет играть, убрав со стола клавиатуру и кому, соответственно, требуется вынести на кнопки джойстика почти все управление игрой. Но не забывайте о том, что эти кнопки весьма громко щелкают!

QF-805IU — Эта модель будет, наверное, оптимальным выбором для игроков средней активности. Вы получаете четырехкнопочный 3D-джойстик с хорошей эргономикой, чего вполне хватает при умеренном увлечении играми.

QF-668ip — А это модель для начинающих. Недорогой 2D-джойстик с четырьмя кнопками. Чего еще нужно тем, кто пока не разобрался, нужен ли ему джойстик?

Надеюсь, что вы сделаете для себя правильный выбор. И, желаю вам приятно провести время, играя с новым джойстиком.



Джойстики Rockfire предоставлены на тестирование
компанией "АТРИ"

Владимир В. Борзов (bird@ixbt.com)
Опубликовано — 29 августа 2002 г.


 Домой
 
Copyright © http://www.atri.ru
Rambler's Top100